Федеральное казенное учреждение
"ГЛАВНОЕ БЮРО МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПО ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ"
МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Телефон горячей линии: (4872)21-43-32

Наш e-mail:

gb@mse71.ru

 

Телефон горячей линии: (4872)21-43-32

 

Подать заявление для прохождения МСЭ на Портале Госуслуг

режим отображения
Статистика посещений

27.06.2016 г.

В газете  "Молодой Коммунар" опубликована статья, посвященная вопросам медико - социальной экспертизы

В номере от 21 июня 2016 года газеты "Молодой Коммунар" размещена публикация "Инвалидность: как разрешить разногласия между гражданами и МСЭ при установлении инвалидности" с разъяснениями по вопросам, возникающим при осуществлении медико - социальной экспертизы.

Инвалидность: как разрешить разногласия между гражданами и МСЭ при установлении инвалидности

В конце 2014 года Минтруд утвердил приказ № 664н «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении МСЭ». Документ был принципиально новым — в нем были перечислены конкретные измерительные методы, с помощью которых эксперты могли принимать решение об установлении инвалидности. В течение года главными бюро МСЭ по субъектам РФ совместно с общественными организациями инвалидов проводился мониторинг приказа, оценивались риски его применения. В течение этого времени велась активная доработка приказа, особенно в части установления инвалидности детям. По итогам этой работы Минтрудом России утвержден и вступил в силу с 1 января 2017 года новый приказ - № 1024н от 17 декабря 2015 года, который должен разрешить все возникшие разногласия между пациентами и бюро медико-социальной экспертизы. Специалисты ФКУ ГБ МСЭ по Тульской области Минтруда России, куда мы обратились за комментариями, разъясняют тулякам законодательные новации в этой сфере.

- Приказ Минтруда от 2014 года вызвал у всех множество вопросов и в итоге просуществовал недолго. Как вы оцениваете новый документ?

- В новом приказе № 1024н мы получили ответы на многие вопросы, которые были не урегулированы нормативно-правовым актом от 2014 года, но в нем нет кардиальных изменений в подходах к определению инвалидности. Да, приказ стал более детализированным, многие критерии оценки инвалидности четко описали и расширили, особенно при установлении инвалидности у детей. Думаю, что решения, выносимые специалистами МСЭ, станут прозрачнее, более понятными для граждан и объективнее. При этом, возможно, что через год выйдет новый приказ Минтруда — с какими-нибудь дополнениями и изменениями, так как в текущем году экспертным сообществом и общественными организациями вновь ведется мониторинг применения нового приказа и вносятся предложения по его усовершенствованию. И это правильно - законодательство должно развиваться, а не стоять на месте. В конечном счете, изменения направлены на повышение прозрачности процедуры и объективизацию решений бюро МСЭ.

- В СМИ было много информации о том, что новые приказы привели к массовому снятию инвалидности, как в Тульской области за год изменилось число инвалидов?

- Мы тоже тщательно анализируем статистику инвалидности в нашем регионе. Уже примерно в течение 7 - 8 лет прослеживается тенденция как к снижению числа обращений граждан за установлением инвалидности, так и числа признаваемых инвалидами (в последние три года в среднем на 8% в год). Среди детского населения число обращений за установлением инвалидности уменьшилось (в сравнении с 2013 годом) незначительно (на 4%), но при этом уровень первичной инвалидности среди детского населения увеличился с 23,5 на 10 тысяч детского населения в 2013 г. до 26,1 в 2015 г. Таким образом, говорить о том, что уменьшение числа признаваемых инвалидами связано с введением новых приказов нет оснований.

Показатели реабилитации в нашей области стабильно невысокие.Показатель стабильности, т.е. отсутствие изменений в степени ограничения жизнедеятельности отмечается у 70% освидетельствованных повторно, утяжеление инвалидности наступает у 8 - 10% освидетельствованных.

Таким образом, мы считаем, что введение нового приказа значимого влияния на динамику инвалидности в Тульской области не оказало. По сравнению с 2014 годом количество обращений в учреждения медико-социальной экспертизы для первичного освидетельствования и переосвидетельствования уменьшилось более чем на 3 тысячи. Всего при проведении медико-социальной экспертизы в 2015 году учреждениями МСЭ Тульской области не признано инвалидами 8,0% обратившихся взрослых и 8.7% детей. В 2014 году цифры были примерно такими же — почти 7% взрослых и 8,6% детей.

Кстати, в соответствии с поручением Минтруда России, главным бюро МСЭ были проверены все случаи отказа в установлении инвалидности детям в 2015 году. Всего было проверено 269 решений, их них в порядке контроля отменено 4 решения, еще 16 были изменены в течение года при проведении процедуры обжалования решений учреждений МСЭ.

- В правительстве отмечали, что в новой редакции изменен подход к оценке инвалидности у детей при некоторых заболеваниях. В чем эти изменения проявились?

В новом приказе в целом конкретизированы критерии установления инвалидности у детей. Особенно актуально, что в новом приказе появилась количественная оценка функциональных нарушений при таких заболеваниях, свойственных именно детскому возрасту как муковисцедоз, аутизм, врожденные аномалии развития, уточнены критерии инвалидности при сахарном диабете, бронхиальной астме в детском возрасте. Например в критерии установления инвалидности при сахарном диабете у детей включен важный пункт - «обученность ребенка и его умение не только проводить измерения уровня глюкозы, но и анализировать их, осуществлять контроль за течением заболевания (производить подсчет хлебных единиц, оценивать адекватность вводимой дозы инсулина, вырабатывать определенную тактику в каждой конкретной ситуации)».

При разработке приказа эксперты с участием ведущих эндокринологов пришли к выводу, что только к 14 годам у ребенка формируется такие навыки и умения самоконтроля за течением заболевания. Поэтому до 14 лет все дети с инсулинозависимым сахарным диабетом могут считаться инвалидами. Если же ребенок по достижении этого возраста научился жить с заболеванием, при достижении полной или частичной эффективности лечебных мероприятий и главное! – самоконтроля за течением заболевания, то инвалидность будет сниматься. Конечно, если не развились осложнения сахарного диабета. Также детализированы критерии инвалидности при других патологических состояний свойственных детскому возрасту.

- Из-за снятия инвалидности граждане лишаются права на бесплатное лечение. Эта проблема решена в новом приказе?

- Проблема остается и решена только частично – так, при некоторых патологических состояниях специалисты МСЭ могут учитывать необходимость постоянного приема имунносупрессивных препаратов, но остается много заболеваний, в отношении которых эта проблема не решена. В результате дорогостоящего лечения, полученного благодаря льготе по инвалидности, у пациента наступает компенсация или восстановление утраченных функций и ограничения жизнедеятельности, в соответствии с критериями инвалидности при проведении МСЭ оснований для установления инвалидности нет.

Бытует мнение, что лишившись инвалидности, пациент лишается права на льготное обеспечение лекарственными препаратами и получается замкнутый круг — состояние пациента ухудшается, и мы вновь устанавливаем ему инвалидность. Но, по нашему мнению, нельзя связывать проблемы льготного лекарственного обеспечения с деятельностью учреждений МСЭ и критериями установления инвалидности. Пациент, страдающий хроническим заболеванием, длительно нуждающийся в дорогостоящем лечении, но не имеющий признаков инвалидности, должен обеспечиваться этими препаратами бесплатно или на льготных условиях независимо от статуса инвалидности. Нормативно этот вопрос урегулирован постановлением Правительства РФ от 30.07.1994г. № 890, которым утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также Территориальными программами государственных гарантий бесплатного оказания населению медицинской помощи.

В частности в выше названном постановлении перечислены категории граждан и заболевания, при которых предусмотрено льготное обеспечение лекарственными средствами, а программой утвержден Перечень лекарственных средств, но, к сожалению, по некоторым патологиям вопрос не урегулирован. В разных регионах обеспечение данной категории граждан зависит от финансовых возможностей региона. Необходимо решение этого вопроса на законодательном уровне, вне зависимости от того, является человек инвалидом или нет. Однако сейчас вся ответственность за лекарственное обеспечение по сути переносится на нас — мы заложники ситуации, в которой пациенты лишаются права на лекарства из-за снятия инвалидности.

- Почему система медико-социальной экспертизы получает так много критики в свой адрес, особенно за последний год?

- Что касается жалоб граждан, то и до введения нового приказа мы сталкивались с недовольством пациентов из-за снижения или снятия групп инвалидности. В большинстве случаев, конфликтные ситуации формируются из-за субъективных представлений больного (его родственников) о своих возможностях и ограничениях и потери ожидаемой компенсации от государства.

Проблема неоправданных ожиданий в отношении установления инвалидности является источником конфликта и порождает многочисленные случаи недовольства, жалоб в различные инстанции и агрессивные разбирательства в учреждениях МСЭ. Это порождает негативный общественно-социальный резонанс в адрес службы МСЭ. Особенно, увеличивается число обращений граждан, недовольных результатами медико-социальной экспертизы в периоды социально-экономического неблагополучия, экономической нестабильности.

Кроме того, комплексные проблемы инвалидов в стране часто необоснованно переносятся на нашу службу. Например, гражданину с ограниченными возможностями здоровья труднее найти работу и если у него не нашли оснований для установления инвалидности, то он в этом винит специалистов МСЭ, не обеспечивают лекарством, испытывает затруднения в оформлении документов для проведения медико-социальной экспертизы, не подходит техническое средство реабилитации – тоже самое.

Вопросы обустройства доступной среды, трудоустройства, снабжения нуждающихся граждан лекарствами, техническими средствами реабилитации, обучения и прочие не должны быть в прямой зависимости от статуса инвалида, так как во многих случаях они могут быть связанны с ограниченными возможностями здоровья, а не инвалидностью. Это люди, страдающие хроническими или редкими заболеваниями, которые нуждаются в социальной поддержке и реабилитации, но ввиду наличия только незначительных нарушений функций организма и отсутствия ограничения жизнедеятельности не могут быть признаны инвалидами.

Например, у человека имеется тяжелое заболевание, которое на фоне приема дорогостоящих высокотехнологичных препаратов, находится в стадии длительной ремиссии, и у него нет особых ограничений жизнедеятельности: он может продолжать трудиться по своей профессии, у него нет ограничений в самообслуживании, передвижении. Для поддержания этого статуса ему просто необходимо постоянно принимать определенные лекарственные средства. Вот такая категория граждан должна иметь льготы в получении лекарственных препаратов и других средств и форм реабилитации независимо от наличия инвалидности...

Сайт газеты "Молодой Коммунар"